Вы можете застраховать автомобиль от угона или повреждения в ДТП, но застраховать себя от всех бед, к сожалению, попросту невозможно. И страховую компенсацию, то есть деньги на ремонт поврежденного или приобретение нового автомобиля взамен угнанного, вы получите только при наступлении «страхового случая», то есть заранее предусмотренного, оговоренного в договоре между вами и страховой компанией.
При этом в разных компаниях условия страхования могут быть разными. И чтобы не получилось так, что страховая отказала в выплате компенсации, следует внимательно изучить все пункты договора. Особенно те, в которых перечислены случаи возложения ответственности за ущерб не на страховую компанию, а на водителя, то есть на вас самих. Это может быть, например, несоблюдение вами сроков уведомления страховой компании о случившемся ДТП.
Да и случаи, в которых возможен отказ в выплате страхового возмещения, обычно в договоре перечисляются.
Вот наиболее типичные случаи отказа страхового возмещения:
→ ущерб из-за заводского брака,
→ умышленность действий автовладельца (создание аварийной ситуации, чтобы взыскать со страховой деньги),
→ управление в нетрезвом виде,
→ управление лицом, не включенным в договор,
→ автомобиль не прошел ТО,
→ неверно изложена информация об обстоятельствах ДТП или повреждения (обман страховой),
→ неосторожность страхователя или его семьи (несли мимо негабаритный предмет – лестницу, например – и задели крыло автомобиля).
На самом деле безусловно законными могут быть только требования страховой компании, которые перечислены в Законе о страховании и Гражданском кодексе:
→ водитель своевременно не уведомил страховщика о наступлении страхового случая (при этом несвоевременное уведомление повлияло на возможность страховой компании произвести выплату);
→ водитель умышленно не принял доступных мер, чтобы уменьшить убытки;
→ умышленные действия водителя или третьих лиц для получения выгоды или грубо неосторожные действия;
→ ДТП произошло в результате форс-мажорных обстоятельств: ядерный удар, гражданская война, забастовки и беспорядки, и т.п. (при этом, если подобные обстоятельства отмечены в договоре как страховые случаи – компания обязана выплатить компенсацию);
→ вы отремонтировали или утилизировали автомобиль до экспертизы, что не позволяет установить наличие страхового случая и определить степень ущерба.
Все остальные причины, если вам отказали в страховой выплате, можно оспорить путем подачи претензии в страховую компанию, а при отсутствии должной реакции на нее – вы имеете полное право отстаивать свои права через суд.
Ведь зачастую, страхователь не имел никакого злого умысла, а страховщик заявляет, что водитель-де умышленно совершил аварию – и поэтому страховая не платит. Что делать в случае отказа в выплате по ОСАГО или по КАСКО подробно описано в соответствующих подразделах на нашем сайте. Там же приводятся конкретные примеры некорректных отказов страховых компаний.
Что же делать?
Но претензии могут быть не только с вашей стороны к страховым компаниям, но и от страховых компаний к вам. Чаще всего это случается в обстоятельствах, когда произошла достаточно крупная авария, виновником которой признаны вы. При этом:
→ второй участник имеет страховку КАСКО;
→ сумма причиненного ему ущерба превышает предел вашей ответственности по ОСАГО (120 тыс. р).
Тогда недостающую до покрытия расходов на ремонт сумму страховщик пострадавшего постарается взыскать с вас. И в порядке так называемой суброгации к вам – на эту сумму – придет претензия от страховой. Что делать вам в подобной ситуации? Не бросаться в крайности.
Во-первых, не делать вид, что вы претензию не заметили.
Во-вторых, не торопиться сразу же выкладывать из кармана требуемую сумму.
Лучше всего сразу же обратиться к специалистам по таким вопросам – можно в нашу юридическую фирму – которые сумеют оценить ситуацию.
Ведь при выставлении суброгационных требований должны соблюдаться определенные правила:
→ сумма должна выставляться с учетом естественного износа деталей,
→ претензия должна подтверждаться целым пакетом подтверждающих документов.
Подтверждаться должны ваша вина в ДТП, размер причиненного ущерба, право страховщика на суброгацию.
Выстроив линию поведения грамотно, вы можете либо отвести от себя претензию, либо существенно снизить сумму выплаты.
Помочь вам в этом всегда будут рады сотрудники нашей фирмы.